Вы здесь

Цитаты и высказывания Аврелия Августина

Дата рождения: 
13.11.0354
Дата смерти: 
28.08.0430
Род деятельности: 
Философ

Августин Блаженный Аврелий — христианский теолог и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский. Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда его сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди». Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием». Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие, но это сделано Им по предведению человеческого свободного выбора — стремление к блаженству, или отказ от него. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, то есть светского мира, и царства Божия. При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.

Что я измеряю время, это я знаю, но я не могу измерить будущего, ибо его ещё нет; не могу измерить настоящего, потому что в нём нет длительности, не могу измерить прошлого, потому что его уже нет. Что же я измеряю? Время, которое проходит, но ещё не прошло?

Eсли ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Eсли ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя. Вот и всё.

Злым может быть только доброе. Где нет никакого добра, там не может быть и какого-либо зла.

Человек — это законченная картина, можно что-то в ней не любить, как там изображены горы или реки, можно в ней любить что-то определенное. Но воспринимать ее надо целиком, в комплексе. Или ты любишь человека всего, или нет. Да, иногда нельзя мириться с теми или иными чертами, и тогда надо искать компромисса.

Каждое существо — до тех пор, пока оно существует — должно обладать качеством доброты, точно так же, как обладает качеством существования.

Закон дружбы предписывает любить друга не менее, но и не более самого себя.

В необходимом — единение, в сомнительном — свобода, во всём — любовь.

Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим.

Всё это одинаково: в начале жизни — воспитатели, учителя, орехи, мячики, воробьи; когда же человек стал взрослым — префекты, цари, золото, поместья, рабы — в сущности, всё это одно и то же, только линейку сменяют тяжёлые наказания.

Забавы взрослых называют делом, у детей они тоже дело, но взрослые за них наказывают, и никто не жалеет ни детей, ни взрослых.

Как тишина есть отсутствие всякого шума, нагота — отсутствие одежды, болезнь — отсутствие здоровья, а темнота — света, так и зло есть отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе.

Чудо противоречит не законам природы, а лишь нашим представлениям о законах природы...

Roma locuta, causa finita.

Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела.

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.

Больше доблести в том, чтобы словами убивать войны, чем железом — людей.

На что похожа любовь? У неё есть руки, чтобы помогать другим, у неё есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся, у неё есть глаза, чтобы видеть гореи нужду, у неё есть уши, чтобы слышать людские вздохи и жалобы, — вот на что похожа любовь.

Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.

Нет прошлого, настоящего и будущего. Есть прошлое настоящего, настоящее настоящего и будущее настоящего.

Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает.

Счастье — это высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле.

Человек не будет наслаждаться едой и питьем, если не перестрадает от голода и жажды.

Мнить, а не знать, весьма постыдно по двум причинам: ведь не может учиться тот, кто убедил себя, что уже владеет знаниями, да и сама по себе самоуверенность является признаком малоодаренной души.

Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.

Перед верой меркнут все достижения разума.

Совершенство есть знание человека о своём несовершенстве.

Мир — это книга. И кто не путешествовал по нему — прочитал в ней только одну страницу.

Вера вопрошает, разум обнаруживает.

То, что хочешь ты зажечь в других, должно гореть в тебе самом.

Смерть — зло лишь в силу того, что за ней следует.

Почему душа больше радуется возврату потерянных любимых вещей, чем их постоянному обладанию?

Будем же верить, если не можем уразуметь.

Что есть государство без правосудия? Шайка разбойников, да и только.

Подобно тому, как бывает иногда милосердие, которое наказывает, так бывает жестокость, которая щадит.

Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости.

Бог выше всяких определений.

Время врачует все раны.

Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя.

Никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее.

Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.

Не отчаивайся, один из воров был спасен. Не обольщайся, один из воров был проклят.

Забота о погребении, устройство гробницы, пышность похорон — всё это скорее утешениеживым, чем помощь мёртвым.

Сам человек представляет собою большее чудо, чем всякое чудо, совершаемое человеком.

Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю. 

Тот, кто добр, — свободен, даже если он раб;
тот, кто зол, — раб, даже если он король.

И гордость ведь прикидывается высотой души.

Нет никакой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно, но велика заслуга того, кто живет добродетельно.

Раз и навсегда дается тебе краткое наставление: люби — и делай, что хочешь. Молчишь ли ты — молчи по любви, вопиешь ли — вопи по любви; если наказываешь — наказывай по любви, если щадишь — щади по любви. Пусть будет внутри корень любви — от этого корня не может произойти ничего злого.

Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.

Друзья, льстя, развращают, а враги, браня, обычно исправляют.

Мы не знаем, долго ли просуществуют земля и небо, но знаем, что всегда 3 и 7 будет 10.

Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.

Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного.

Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.

Люди сотворены не для того, чтобы владеть так называемыми хорошими вещами, но, если люди сами стали хорошими, они делают и вещи хорошими по-настоящему, используя их ради добра.

Возлюби Господа и делай что хочешь.